Экзамены, профориентация, стресс

Как помочь подросткам пережить всё это, чем плох стресс, какие негативные последствия он вызывает у детей.
 
 
    1. Этот стресс — длительный. Дети в нем живут месяцами и годами. Что происходит в это время с организмом?
      При стрессе увеличивается выработка гормона надпочечников. Если стресс очень сильный или долгий, то повышается риск депрессии и падает иммунитет.
  1. Стресс активизирует способы борьбы с ним.
    Бей, беги, замри. В жизни подростка это выглядит или как повышенная раздражительность, иногда агрессия, либо как попытка сбежать — отказ от подготовки к экзаменам, инфантильное поведение, несерьезное отношение к подготовке, уход в компьютерные игры, либо как замирание: трансовые состояния, депрессивные состояния. Важно помнить, что это — симптомы, а не то, с чем следует бороться.

 
 
    1. Стресс и очень высокий уровень ответственности подростка тоже не слишком хороши. Дети учатся, лишая себя сна, забывая поесть, отказывая себе в развлечениях и общении с друзьями. Как нистранно, это тоже неоптимальная ситуация, как правило, она говорит о сверхмотивации и сильной тревоге ребенка.
  1. Ну и наконец, гипермотивация, стресс является фактором, понижающим вероятность успеха. В начале прошлого века психологи Роберт Йеркс и Джон Додсон выяснили, что очень сильный стресс, тревога, мешает запоминать и использовать выученное. Слишком много энергии при этом расходуется на переживания и эмоции.
 
Как все эти знания помогут нам облегчить жизнь нашим детям?
  1. Проверить собственную иерархию ценностей. Какие места в ней занимают жизнь и здоровье ребенка и его успехи в учебе, поступление в престижное учебное заведение. Иногда родители невольно передают ребёнку искаженную систему ценностей, в которой самое важное значение имеют учебные успехи и высокие баллы. Каждый из нас хочет для ребенка самого лучшего, но не всегда представляет, какая цена может оказаться у этого успеха.
  2. Поговорить с ребенком о его иерархии ценностей. Может оказаться, что у него она другая. Подростки не только ранимые и хрупкие существа, но еще и существа с обостренным чувством противоречия, и отстаивание противоположных его взглядам ценностей грозит вам не только серьезным конфликтом, но и укреплением ребенка на не всегда разумных позициях.
 
 
    1. Нам первым нужно корректировать свои ожидания от ребенка, приближая их к его ценностям. Ребенок 15-18 лет конечно не имеет нашего опыта и знаний об окружающем мире, но, тем не менее, уже достаточно взрослый, чтобы принимать во внимание и уважать его намерения относительно жизненного пути.
  1. Эмоциональная поддержка заключается в вежливом и уважительном отношении, стремлении быть на стороне ребенка. Информационная поддержка – помощь в поиске актуальной информации, нужной ребенку для самоопределения и принятия решений. Ресурсная поддержка заключается, помимо физической заботы, в том, чтобы помочь ребенку определить свои сильные стороны и опереться на них.
Запись опубликована в рубрике Родительский всеобуч. Добавьте в закладки постоянную ссылку.