Бриколаж в образовании: как использовать технологию на уроке и во внеурочной деятельности

Два основных принципа бриколажа

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ставит задачу развивать личностные и метапредметные образовательные результаты. Рассмотрим, как это делать с помощью технологии бриколажа. Основная идея – использовать для учебы все, кроме учебников, пособий, методических разработок.

Принцип 1. Брать то, что под рукой. Научитесь трансформировать слова, предметы, идеи. Такой прием пригодится, чтобы развивать креативность, формировать когнитивные умения – искать, структурировать и передавать информацию.

Принцип 2. Создавать новое из старого. Это принцип повторного использования объекта. У класса есть место, в котором собрали продукты учебной деятельности – памятки, фотографии, видеозаписи. Ученик использует предметы из хранилища для своих целей.

Что делает педагог

Важно

Бриколаж развивает дивергентное мышление, когда один и тот же предмет применяют по-разному и не по его основному назначению

Педагог выбирает средства для бриколажа, исходя из учебных и воспитательных целей.

Мы приводим примеры, в которых объектом бриколажа выступает самовар и инфографика о здоровом образе жизни. Самовар школьники изучают не как устройство для кипячения чая, а как культурное явление русского быта. Инфографика – наглядный объект, который помогает детям изучить проверяемые, непроверяемые и чередующиеся гласные в корне слова.

Что делают ученики

Учащиеся работают со словарем и текстами, ищут и систематизируют информацию из открытых источников, устанавливают причинно-следственные связи. Когда ученики выполняют групповые задания, они сами становятся бриколерами – создают облако слов, разрабатывают меню, рекомендации, анкеты.

Задания для уроков по литературе и русскому языку на основе бриколажа приведены ниже.

+

ДЛЯ СПРАВКИ

Что такое бриколаж

Бриколаж используют в различных дисциплинах, в т. ч. в изобразительном искусстве и литературе. Подразумевает создание предмета или объекта из подручных материалов, а также сам этот предмет или объект.

Бриколаж – изначально бильярдный термин. В культурологию его впервые ввел основатель структурализма Клод Леви-Стросс. Он сравнил бриколажную логику с калейдоскопом. В 2014 году о бриколаже заговорили в образовании. Открытый университет Великобритании каждый год выпускает доклад об инновациях в педагогике: технология была названа среди педагогических принципов для образования будущего.

Последний принцип звучит: «Бриколаж довольно интересный принцип в образовании. Он подразумевает использование для учебы любых предметов, устройств, кроме специально созданных инструментов вроде учебников. Также это эффективный метод обучения детей, потому что он подразумевает под собой элементы игры и креативного подхода».

Светлана Игнатьева, учитель русского языка и литературы высшей категории МБУ «Школа № 31» г. о. Тольятти Самарской области

Запись опубликована в рубрике Новости образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.